Алин Клиник

Задержка речевого развития — проблема, которая начинается не в одночасье: она начинает формироваться ещё тогда, когда ребёнок только начинает издавать свои первые звуки.

Как понять, всё ли в порядке?

Есть два способа:

  • Первый способ — регулярно сверяться с календарём «Нормы речевого развития ребёнка». Каждый ребёнок индивидуален, а данные в календаре — усреднённые, поэтому не следует слепо полагаться на них. Но если обнаружили расхождение в 2-3 месяца, рекомендуется проконсультироваться с детским неврологом.
  • Второй способ — периодически посещать опытного детского невролога(в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев). Он сможет вовремя обнаружить наличие у ребёнка неврологических проблем, невидимых «родительскому глазу», и своевременно назначить лечение.

Чего точно никогда не следует делать, так это — сравнивать своего ребенка с другими детьми такого же возраста (неважно — своими или чужими).

Особое внимание необходимо уделить, если имели место быть:

  • выкидыши до наступления данной беременности,
  • тяжёлое течение беременности,
  • анемия во время беременности,
  • кесарево сечение,
  • обвитие пуповиной во время родов,
  • слишком быстрые или, наоборот, слишком долгие роды,
  • стимуляции родового процесса,
  • акушерское пособие при родах (щипцы или вакуумный экстрактор).

Мы знаем, как помочь ребенку заговорить вовремя!
Применяем только самые мягкие методы лечения,
преимущественно без лекарств.

Симптомы

Уважаемые родители!

  1. ВНИМАТЕЛЬНО ознакомьтесь с данной таблицей.
  2. Сравните изложенное ниже с развитием вашего малыша.
  3. Отставание от нормы более 2 месяцев — серьёзный повод для обращения к детскому неврологу.
  4. Скачайте или распечатайте календарь развития речи ребёнка и регулярно сверяйтесь с ним.
Возраст малыша Нормы речевого развития
2 мес. Ребенок произносит отдельные звуки, или у него происходят непроизвольные вокализации, когда он обращается к кому-либо из взрослых.
3 мес. Малыш начинает гулить, поворачивает головку на звук голоса, пытается распевать гласные звуки.
4 мес. В данный период вы можете заметить реакцию ребенка, если, обращаясь к нему, вы меняете интонацию голоса. Ваш малыш уже не просто гулит, а начинает распевать рулады, то есть один звук плавно перетекает в другой.
5 мес. У малыша могут появляться первые сочетания слогов, прибавляются первые согласные звуки . Ребенок начинает лепетать, мелодично гулит.
6 мес. Малыш пытается повторить услышанные звуки, у него иногда получается слияние гласных и согласных звуков. 
7 мес. У ребенка к этому периоду уже есть понимание смысла некоторых слов. Он уверенно лепечет.
8 мес. Этот период развития речи можно назвать как "лепет-общение". Ребенок пытается общаться с окружающими его людьми, путем обращения к ним. Ребенок повторяет звуки, которые произносит взрослый, но пока еще не понимает их смысл.
9 мес. Появляются первые произнесенные слова в облегченной форме; ребенок выдает более сложный лепет, распевает звуковые рулады.
10 мес. Малыш понимает большое количество простых слов, пытается подражать речи взрослого человека. В его речи появляется все больше простых слов и новых слогов.
11 мес. В этом возрасте растет количество используемых ребенком облегченных слов, он уже использует звуки по собственному усмотрению.
12 мес. Ура! Первый год жизни позади! Поздравляем! Приготовимся к новым достижениям! Малыш понимает порядка 20 слов и, пытаясь подражать, произносит уже около 10 слов самостоятельно.
1 - 2 года Начало формирования активной автономной речи. В 1,5 года малыш может использовать одно слово для того, чтобы обозначить несколько предметов, которые он видит. В 2 года сопоставляет изображение, которое он видит, со словом, которое он произносит. Понимает и выполняет самые простые просьбы взрослых, умеет произносить простые предложения — например: «я гуляю», «мама дай», «птичка полетела».
2 - 3 года Наблюдается быстрый рост словарного запаса. Речь становится более связной, появляются полноценные фразы, и малыш пытается их усложнить и расширить, воспользовавшись интонацией. У ребенка возникают первые вопросы к детям и взрослым. Многие дети увлекаются словотворчеством – придумывают и коверкают слова, меняют слоги местами.
3 - 4 года Ребенок правильно воспроизводит большинство звуков. У него появляются фразы и предложения более чем из 4-х слов. Он начинает строить полноценные предложения и осмысленно отвечать на вопросы взрослых. Играет в ролевые игры.
4 - 5 лет В этот период у ребенка активизируются познавательные процессы. Он становится «почемучкой» — задает много разных вопросов, играет в более сложные игры. К 5 годам речь ребенка уже сформирована.

Диагностика

Перед детским неврологом стоят две важные задачи:
  • определить наличие и степень задержки речевого развития
  • и выявить причины ЗРР.

Только после этого можно назначить лечение, направленное не просто на ускорение развития речевых центров мозга, но, прежде всего, на устранение причин, которые мешают нормальному развитию речи.

В Центре Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник» приём детского невролога длится 1 час и включает:

  • сбор анамнеза — для этого проводится беседа с мамой, проверяются результаты предыдущих обследований и медицинская история болезни от рождения, уточняется, как протекали беременность и роды;
  • специальные неврологические тесты;
  • локальное, пальпаторное обследование позвоночника;
  • рефлекторную диагностику и мышечные тесты.

При необходимости также могут быть назначены:

  • УЗИ сосудов головного мозга (Нейросонография);
  • УЗИ БЦА;
  • рентген шейного отдела позвоночника;
  • ЭЭГ (Электроэнцефалограмма);
  • лабораторные анализы;
  • консультация ЛОР-врача (при подозрении на снижение слуха).

Методы лечения

При лечении ЗРР в «Алан Клиник» с каждым ребёнком работают не менее 5 специалистов. Причём все их действия полностью контролируются лечащим врачом (детским неврологом). 

Курс лечения подбирается с учётом:

  • степени запущенности заболевания, 
  • причин возникновения ЗРР,
  • наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний,
  • наличия или отсутствия противопоказаний к определённым методам лечения.

Во время лечения вы сможете приходить на осмотр к лечащему врачу столько раз, сколько это будет необходимо — совершенно БЕСПЛАТНО (независимо от количества повторных посещений). При необходимости курс лечения может корректироваться.

После лечения вас обязательно пригласят на дополнительные БЕСПЛАТНЫЕ консультации вашего лечащего врача через 3 и 6 месяцев после окончания курса лечения.

Наша клиника располагает следующими методами лечения:

  • Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) — воздействие постоянного электрического тока небольшой силы (менее 1 мА) на ткани головного мозга с целью активизации отдельных центров головного мозга (речевых, моторных, психомоторных и др.).
  • Мануальная терапия
  • Остеопатия — лечение руками доктора, мягкое воздействие на костно-мышечную систему, нервную и сосудистую системы, внутренние органы.
  • Иглорефлексотерапия — воздействие на биологически активные точки микроиглами.
  • Фармакопунктура — введение лечебных препаратов натурального происхождения в очаг проблемы.
  • Изометрическая кинезиотерапия — индивидуальные гимнастические техники/упражнения, по показаниям с элементами суставного массажа.
  • Изометрическая кинезиотерапия на установке "Экзарта"
  • Озонотерапия — лечение активным кислородом.
  • Физиотерапия
  • Физиотерапия с ферментными препаратами
  • Медицинский массаж
  • Лечебные капельницы
  • Гирудотерапия — лечение пиявками.
  • Ботулинотерапия — лечение препаратом ботулинического токсина.
  • Цуботерапия — мягкое воздействие на рефлекторные точки организма.

Причины

Существует три этапа закладывания основ развития речи и дальнейшего развития нервной системы, через которые проходит ребенок: внутриутробное развитие, роды, первые три года жизни.

При внутриутробном развитии плода (во время беременности) неблагоприятными факторами, влияющими на способность ребенка к развитию речи, могут стать:

  • наличие вредных привычек, таких как алкоголь, курение, наркотики во время беременности;
  • инфекции мочеполовой системы;
  • перенесенные вирусные инфекции, острые респираторные заболевания;
  • тяжелое протекание беременности в разных триместрах — это и высокое давление, и токсикозы, и гестозы на ранних и последних стадиях.

Роды – это также один из важных этапов жизни ребенка, который может повлиять на дальнейшее становление речи малыша.

Процесс протекания родовой деятельности может сильно повлиять на последующую жизнь маленького человека. Его неокрепшие, мягкие косточки черепной коробки во время прохождения по родовым путям накладываются друг на друга, и происходит активизация речевых центров головного мозга. В этом же процессе задействован и шейный отдел позвоночника, который, чтобы не быть поврежденным, должен принять определенное положение.

Таким образом, вероятность возникновения у ребенка задержки речевого развития или каких-либо речевых нарушений возрастает, если:

  • роды были преждевременные или стремительные;
  • родовой процесс был очень длительным;
  • во время родов был долгий безводный период;
  • роды произошли путем кесарева сечения;
  • произошла родовая травма;
  • произошла асфиксия плода в процессе родов.

Отрицательные факторы влияния на формирование речи ребенка от рождения до четырех лет:

  • ранний, несвоевременный переход малыша с грудного на искусственное вскармливание;
  • детские болезни в тяжелой форме их протекания, особенно в первые годы жизни;
  • частые падения, удары головой, возможные черепно-мозговые травмы;
  • проблемы со слухом;
  • речь ребенка в начале формирования не востребована родителями (родители мало разговаривают с ребенком или не дают высказать свои желания, а предугадывают их);
  • генетически унаследованное от родственников созревание нервной системы.