Вопрос:

Здравствуйте, у меня сбой в гормональной системе — низкий ГСПГ и высокий свободный тестостерон. Что подскажете?

Ответ:

Здравствуйте!

Ситуация, когда ГСПГ и тестостерон находятся в некоей обратной зависимости — довольно частое явление. То есть повышенный ГСПГ часто сопровождается пониженным тестостероном, а сниженный ГСПГ — повышенным тестостероном.

Существуют причины, которые могут наблюдаться только у женщин или только у мужчин. А также причины, не зависящие от пола пациента.

Перечислим наиболее вероятные заболевания и состояния, которые проявляются в анализах в виде снижения ГСПГ и повышения тестостерона и/или дигидротестостерона у мужчин и женщин.

Возможные патологии у лиц обоего пола

Данные нарушения могут свидетельствовать о таких проблемах, как:

• заболевания печени, гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы;
  • инсулинорезистентность;
  • некоторые врождённые и аутоиммунные заболевания;
  • опухоли надпочечников.

Патологии, встречающиеся только у женщин

Помимо уже перечисленных выше, это могут быть поликистоз яичников (СПКЯ), некоторые другие заболевания матки и придатков, избыточная выработка пролактина.

Патологии, встречающиеся только у мужчин

Также помимо уже перечисленных — простатит в острой или хронической формах.

Другие факторы

К подобным результатам анализов часто приводят не только заболевания, но и такие факторы, как:

• у женщин — приём оральных контрацептивов;
  • у мужчин — злоупотребление препаратами тестостерона, стероидами и анаболиками;
  • излишний вес;
  • постоянные стрессы;
  • нарушения сна;
  • дефициты витаминов и минералов;
  • погрешности в питании;
  • вредные привычки (курение, алкоголь);
  • отсутствие или крайне низкое количество физических нагрузок.

Нужно ли лечить?

Изменения концентрации ГСПГ и тестостерона (как у женщин, так и у мужчин) чреваты многочисленными неприятными последствиями, среди которых: бесплодие, диабет, проблемы с дыханием, гипертония, патологии печени и поджелудочной железы, различные расстройства пищеварительной системы, доброкачественные или злокачественные опухоли половых или эндокринных желёз.

Учитывая степень опасности возможных последствий, ответ однозначный — да, лечить необходимо.

Как выявить истинную причину проблем?

Диагностику и лечение необходимо проводить совместно у двух врачей:

• женщинам — у гинеколога и эндокринолога;
  • мужчинам — у уролога-андролога и эндокринолога.

Для постановки точного диагноза важно провести всестороннее обследование, включающее в себя целый комплекс лабораторных анализов (гормоны, прогормоны, витамины, минералы, возможно генетические исследования и др.) и аппаратных исследований (УЗИ, МРТ, КТ и др.). Немаловажно также тщательно изучить особенности образа жизни и питания пациента.

Как лечить?

Лечение также должно быть комплексным и включать в себя следующие мероприятия:

• медикаментозная терапия (это может быть не только приём таблеток, но и внутривенные инъекции и капельницы, препараты местного действия);
  • физиотерапия;
  • массаж и мануальная терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • лечебная физкультура и прогулки на свежем воздухе;
  • коррекция питания, сна и образа жизни в целом.

Закрепление полученного результата

После проведения курса лечения крайне важно придерживаться индивидуальных рекомендаций врачей. То есть продолжать стараться правильно питаться, соблюдать баланс нагрузок и отдыха, не нарушать качество сна, избегать длительных стрессов и т.п.

Кроме всего перечисленного, конечно же, необходимо регулярно сдавать анализы по той схеме, которая будет рекомендована Вашими лечащими врачами.

В заключении подытожим

Итак, при обнаружении несоответствия анализов ГСПГ и тестостерона референсным значениям необходимо:

1. Обратиться к врачу эндокринологу и параллельно к урологу (для мужчин) или к гинекологу (для женщин).
  2. Пройти комплексную диагностику и комплексное лечение под контролем специалистов.
  3. Как можно точнее соблюдать рекомендации врачей после завершения лечения.
  4. Регулярно проходить обследования с той частотой, которая рекомендована врачами лично Вам (а не руководствуясь статьями, прочитанными Вами в интернете).

Где пройти диагностику и лечение?

Медицинский центр «Алан Клиник» в Казани располагает всеми необходимыми условиями для проведения комплексного обследования и лечения гормональных нарушений у мужчин и женщин.

В процессе лечения с Вами будет работать целая команда специалистов (уролог, гинеколог, эндокринолог, физиотерапевт, массажист, мануальный терапевт, инструктор по лечебной физкультуре и другие).

Курс лечения включает в себя абсолютно всё необходимое:

• процедуры в условиях дневного стационара;
  • препараты для применения в клинике и дома;
  • бесплатные повторные приёмы врачей (уролог, гинеколог, эндокринолог);
  • бесплатные УЗИ для контроля динамики;
  • при необходимости (по показаниям) — бесплатное наблюдение после лечения.

Получить более подробную информацию о наших врачах и особенностях лечения в нашей клинике, а также записаться на приём Вы можете на официальном сайте медицинского центра «Алан Клиник» в Казани, на следующих страницах:

Клиника работает ежедневно без выходных. Приходите, будем рады помочь.