Ваш ребёнок не может или не хочет учиться, неусидчив... Учителя жалуются на плохое поведение, гиперактивность и агрессивность... Учёба даётся с большим трудом - ребенок не понимает или не запоминает информацию, нервничает при выполнении домашних заданий... Выучить с ребёнком пару-тройку четверостиший - просто непосильная задача...
Некоторые родители со временем привыкают винить во всём: учителей, которые слишком много задают, и детей, которые учатся с "недостаточным" рвением.
Дорогие родители!
Мы призываем вас не искать виноватых, а просто немного помочь своим детям. Задумайтесь на секунду: с чего бы это ваше чадо с мученической гримасой на лице трёт лоб или ёрзает по стулу?!
Не стоит всё списывать на лень и поучать ребёнка, говоря "Да я в твои годы...!" Собственно говоря, лень - это вообще нечто для ребёнка не свойственное. Если ленится - значит на то есть серьёзные причины.
Присмотритесь к ребенку: не замечаете ли вы хотя бы два из ниже перечисленных проявлений?
Симптомы переутомления у ребёнка
- Вялость и сонливость.
- Или наоборот, повышенная подвижность, возбуждённость.
- Трудности с засыпанием и невозможность "поднять с утра".
- Плохая память.
- Невнимательность.
- Неусидчивость.
- Агрессивность (грубит взрослым, дерётся со сверстниками).
- Раздражительность.
- Сложности при выполнении домашнего задания.
- Проблемы с концентрацией внимания (не может сосредоточиться на задании).
- Плохая осанка (сутулость, кривая спина, перекошенные плечи).
- Неуверенность в себе и своих способностях.
- Боязнь или нежелание идти в школу.
- Тревожное состояние, ночные страхи.
- Жалобы на боли в спине, в шее, на головные боли.
Почему ребёнок не может учиться хорошо?
Физическая перегрузка. Если ваш сын или дочь помимо школы посещает множество кружков, то возможно ему просто не хватает сил осуществить всё задуманное. Тут может быть два выхода: либо отказаться от посещения каких-то кружков или секций, либо помочь ребёнку правильно распределить время на работу и отдых. Обязательно научите его правильно отдыхать. Объясните в доступной форме, что телевизор и компьютерные игры - это не отдых, а дополнительная нагрузка на глаза, мозг и нервную систему человека. И вместо этого лучше совершить прогулку перед сном.
Умственная перегрузка. Некоторым детям трудно даются отдельные предметы, и им приходится прилагать огромные усилия для освоения этих предметов. Одни не умеют пересказывать, поэтому учат большое количество текстов наизусть. Другие, не понимая алгоритмов расчетов, решают примеры и уравнения более сложными путями. Третьи медлительны или наоборот очень активны, и не могут подстроиться под заданный темп урока. Постарайтесь выявить такого рода проблемы. Посоветуйтесь с учителями и найдите вместе способы помочь наверстать упущенное.
Эмоциональная перегрузка. Есть дети, которые очень тяжело реагируют на критику со стороны учителей и сверстников. Либо их слишком часто критикуют родители. У таких детей со временем развивается невроз, который мешает им спокойно воспринимать мир.
Неврологические проблемы. Нередки случаи, когда неврологические заболевания остаются незамеченными в грудничковом возрасте. Тут многое зависит от наблюдательности родителей и врачей. Есть заболевания, симптомы которых практически незаметны, и выявляются такие заболевания только при обследовании. Именно поэтому необходимы осмотры детского невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
А в садике всё было нормально... В детском саду требования, предъявляемые к малышам не столь высоки - им не приходится подолгу сидеть за партой, много думать, хранить в голове большое количество не всегда интересной информации. Поэтому внешне кажется, что всё в порядке. В школе резко возрастает объём информации, требования становятся более жёсткими.
Неврологические заболевания, усложняющие жизнь школьника
Все эти заболевания возникают в большинстве случаев из-за проблем во время беременности и/или родов (гипоксия, слишком быстрые или наоборот слишком медленные роды, родовые травмы):
- Нарушения кровообращения головного мозга. Не нужно пугаться - это не то же самое, что инсульт. Но это одна из причин возникновения головных болей у ребенка.
- Повышенное внутричерепное давление.
- Задержки речевого развития.
- Сколиоз.
- Мышечная гипотония (слабость мышц и связок).
Как помочь ребёнку учиться хорошо и легко?
Рабочее место. Обеспечьте ребёнку комфортное место для выполнения домашних заданий - проверьте высоту стула и письменного стола, проверьте освещение. Убедитесь в том, что размеры стола достаточны для комфортного расположения рук ребенка и учебных принадлежностей.
Осанка. Найдите способ приучить ребёнка правильно держать спину. Это ни в коем случае не должно превращаться в постоянные одёргивания и окрики. Постарайтесь напоминать о ровной спине в игровой форме, ежедневно выполняйте вместе с ребёнком простые упражнения для укрепления мышц спины и вытягивания позвоночника (очень полезно потягиваться, висеть на турнике, стоять у стены, плотно прижавшись к ней пятками, спиной и головой - это просто и доступно каждому).
Объём нагрузок и требования. Иногда приходится решать, что же важнее для ребёнка - работать на износ ради пятёрок в школе и медалей в спортивной секции или учиться на твёрдую четвёрку и заниматься плаванием или танцами что называется "для себя".
Чем может помочь врач?
Если вы замечаете у ребёнка хотя бы два из перечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с детским неврологом.
Очень часто все эти симптомы "вырастают" из проблем грудничкового возраста - недолеченных или вовремя не замеченных (проблемы во время беременности, родовые травмы).
Иногда сказываются заболевания, перенесённые в раннем возрасте, или физические травмы (головы, спины, суставов рук и ног).
Главная задача врача - тщательно обследовать ребёнка и помочь родителям разобраться, где заканчивается лень и несерьёзное отношение к учёбе, и где начинаются проблемы со здоровьем, требующие бережного подхода и лечения.
Детские неврологи (невропатологи) Центра Неврологии и Ортопедии "Алан Клиник" имеют большой опыт диагностики и лечения неврологических проблем детей школьного возраста:
- Гиперактивность (СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
- Различные нарушения осанки (сколиоз, кифоз, кифосколиоз и другие виды искривления позвоночника)
- Головные боли
- Задержки развития (задержка речевого развития, задержка моторного и психомоторного развития)
- Логоневроз (заикание)
- Проблемы с памятью