Алин Клиник

Что такое протрузия?

Протрузия диска фактически является одной из стадий остеохондроза, при которой межпозвонковый диск сдавливается и выпячивается («выдавливается») за пределы позвонков.

Следующая стадия после протрузии — это грыжа диска.

Чем опасны протрузии?

Коварство протрузии межпозвонкового диска в том, что:

• во-первых, на начальной стадии она может не проявлять себя сильной болью (а ведь не секрет, что большинство из нас предпочитает считать себя здоровым человеком, который просто устал, не выспался, перенервничал, или которого слегка продуло — как правило, именно так мы объясняем себе симптомы начальной стадии протрузии диска позвоночника);
  • во-вторых, может длительное время «маскироваться» под другие заболевания, такие как:
    • вегето-сосудистая дистония (ВСД),
    • головные боли различного характера,
    • заболевания внутренних органов (сердце, печень, желудок, почки)

Оба этих фактора «работают» на то, что заболевание активно развивается, идет процесс разрушения межпозвоночного диска, и к моменту выявления заболевания оно может успеть перерасти в грыжу диска.

Именно поэтому важно обратиться к опытному неврологу уже при первых симптомах протрузии.

Симптомы протрузии

Признаки протрузии зависят от того, в каком участке позвоночника она образовалась.

Симптомы протрузии диска шейного отдела позвоночника

• Лёгкие, едва заметные покалывания и/или боли в шее, возникающие при:
    • повышенных физических нагрузках,
    • психоэмоциональных стрессах,
    • изменениях погоды,
    • гормональном дисбалансе,
    • переохлаждении.
  • Ощущения усталости, напряжённости мышц в области шеи и надплечий.
  • Ощущение слабости в плечах и/или руках, онемение пальцев рук.
  • Лёгкое чувство онемения или «мурашек» на коже верхних конечностей.
  • Головокружения.
  • Головные боли.
  • Скачки артериального давления.
  • Боль в плече.
  • Боль в руке.

Признаки протрузии в грудном отделе

• Чувство скованности или легкой боли в груди и/или спине.
  • Гипотония (ослабление) мышц живота и спины.
  • Онемение, «мурашки» или жжение кожи в области грудного отдела позвоночника.

Симптомы поясничной протрузии

• Периодически возникающие боли в пояснице, напоминающие о себе после:
    • физических нагрузок,
    • переохлаждения,
    • стрессовых ситуаций.
  • Неприятное ощущение напряженности в пояснице.
  • Боль в пояснице, отдающая в ногу.
  • Некоторая ограниченность движений (при ходьбе, беге, приседаниях, наклонах).
  • Нарушение чувствительности кожи в области поясничного отдела позвоночника.
  • Чувство слабости в ногах.
  • Возможны также различные нарушения мочеиспускания.
поясничная протрузия

Диагностика протрузии

Для диагностики протрузии диска и других заболеваний позвоночника необходимо записаться к врачу неврологу. Первичный осмотр врача невролога Центра Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник» включает:

• Беседу с пациентом, в ходе которой пациент рассказывает о том, что его беспокоит. Врач, выслушав пациента, задает ряд вопросов, помогающих установить картину заболевания, выявить сопутствующие заболевания, явные и возможные противопоказания и т.д., т.е. выполняет сбор анамнеза.
  • Пальпаторный осмотр болевых зон пациента.
  • Рефлекотрную диагностику.
  • Оценку неврологического статуса пациента (походка, состояние позвоночника, мышц, суставов, нервной системы).
  • Направление на дополнительные обследования (аппаратные, лабораторные), при необходимости.
  • Постановку предварительного или окончательного диагноза.
Протрузия диска на МРТ

Из аппаратных методов диагностики заболеваний позвоночника наши врачи назначают обычно:

• МРТ (магнитно-резонансная томография)
  • КТ (компьютерная томография)
  • УЗИ (ультразвуковое исследование)
  • Рентген

Как лечить протрузию

В Центре неврологии и ортопедии для лечения протрузии диска мы применяем комплексное лечение. Курс подбирается индивидуально, войти в него могут следующие методы:

• Плазмотерапия — введение в очаг воспаления собственной плазмы (аутоплазмы) пациента.
  • Различные виды рефлексотерапии (иглорефлексотерапия, лазерная рефлексотерапия, цуботерапия) — воздействие на активные точки тела (с помощью иголок или без них).
  • Фармакопунктура — введение лекарственных препаратов в биологически активные точки тела.
  • Озонотерапия — внутривенное или местное (в больной участок тела) введение активного кислорода.
  • Гирудотерапия — лечение пиявками. Позволяет уменьшить отек и сдавление нервных корешков в пораженном участке.
  • Остеопатия — мягкое щадящее восстановление мышц, связок и осанки. Лечение осуществляется только при помощи рук врача.
  • Изометрическая кинезиотерапия (ИКТ) — специально подобранный индивидуальный комплекс упражнений, включающий статические лечебные позы, мягкие растяжки, а также подвижные упражнения с активным участием дыхания.
методы лечения протрузии

Кроме того, для каждого пациента обязательно разрабатываются:

• индивидуальный комплекс специальных упражнений для выполнения дома,
  • персональные рекомендации по питанию и движению.

Причины протрузии

Протрузия — это начальная стадия грыжи диска.

Рассмотрите изображение справа. Это межпозвонковый диск в поперечном разрезе (т.е. вид сверху).

На картинке хорошо видно, что здоровый диск состоит из плотного фиброзного кольца и желеобразного пульпозного ядра.

В таком состоянии диск выполняет амортизирующуюфункцию, предохраняя позвонки от смещения и соприкосновения друг с другом.

При нарастающих явлениях остеохондроза, малоподвижном образе жизни, старении, отсутствии питания диска и др. фиброзное кольцо начинает истончаться, на нем появляются трещины.

Протрузия и грыжа дисковЗдоровый межпозвонковый диск

В эти трещины затекает пульпозное ядро. Так возникает протрузия. Диск начинает немного выпирать в позвоночный канал. Появляется ломота и чувство усталости в позвоночнике, мышечное напряжение. Многие спасаются обезболивающими таблетками, мазями и гелями, что помогает избавиться от симптомов на некоторое время, не устраняя при этом причину заболевания. Позвонки смещаются в неправильное положение, нагрузка на межпозвонковый диск распределяется неравномерно, мышцы спазмируются, нарушается кровообращение.

Протрузия постепенно увеличивается и начинает задевать нервный корешок, в результате все симптомы нарастают и наступает момент, когда фиброзное кольцо диска не выдерживает и лопается. Пульпозное ядро свободно проникает в позвоночный канал. Так возникает грыжа диска.

Боль усиливается, нервный корешок пережимается еще больше, и боль уже отдает в ногу и/или руку, появляется слабость в конечностях. При длительном отсутствии лечения возможно развитие паралича конечности.

Межпозвоночные дискиПротрузияГрыжа диска